03.09.2023
Есть население и есть народ. Это два взгляда на одно и то же явление.
Первый взгляд чисто материально-статический, абстрактный, цифровой, отвлеченный, количественный.
Второй — глубинный, духовно-психологический, конкретный и качественный.
Для государства есть население. Для истории, культуры и Бога есть народ.
Очень важно различать эти два среза в одной и той же личности, семье, общине.
Самым тонким и трудным заставить государство видеть в населении народ. Это трудно потому, что усложняет расчеты и формализации, путает линейные подходы, искажается статистику.
Ни одна из современных политических идеологий, на которые волей неволей опирается государство, не учитывает народ как историко-культурное, духовное явление. Народа для государства просто нет.
У либералов все состоит из атомарных индивидуумов (максимально абстрактных даже бесполых, безвидовых как у трансгуманистов).
У социалистов — из классов (снова абстракция).
От Ред.: – «Классовый подход отрицает народ как сущность и делит / противопоставляет людей через формальные / искусственные классы по имущественному положению или статусу. При этом принадлежность к народу определяется принадлежностью человека к культуре, традициям, морали, справедливости, языку, истории, судьбе народа, А НЕ статусом и имущественным положением. Классовый подход – это антинародная политическая химера».
У националистов — из нации (=все гражданское население с документами, пропиской и языком) или расы (разделение населения по каким-то биологическим признакам).
Народа нет нигде, потому что народ выходит за концептуальные границы европейского Модерна. Народ не описывается в его категориях.
В народе есть нечто рациональное и нечто иррациональное, формальное и неформальное, внешнее и внутреннее. Концептуализация народа сложна, но НЕ невозможна. Для этого надо народ видеть, чувствовать, любить и понимать.