Заседание президиума Госсовета по вопросу развития промышленного потенциала регионов

Под председательством Владимира Путина в Ростове-на-Дону состоялось заседание президиума Государственного совета, посвящённое перспективам развития промышленного потенциала регионов России.

Вступительное слово на заседании президиума Госсовета по развитию промышленного потенциала регионов

В.Путин: Мы собрались на «Ростсельмаше», одном из флагманов отечественного машиностроения, чтобы обсудить подходы к развитию промышленного потенциала регионов, определить конкретные меры и шаги для того, чтобы в субъектах Федерации появились новые предприятия, новые заводы, создавались качественные, высокооплачиваемые рабочие места, а значит, и вся российская промышленность вышла на устойчивые, высокие, нужные нам темпы роста.

Отмечу, что по итогам прошлого года промышленный рост в России составил один процент. Безусловно, это удовлетворить нас не может. Конечно, мы знаем и положительные элементы этого роста, положительные стороны на этом фоне. Ряд секторов показывают хорошую динамику: это транспортное машиностроение, автопром, фармацевтика, текстильная, пищевая, химическая промышленность.

Для примера: в 2017 году производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава выросло на 33 процента, автотранспортных средств – на 13 с лишним процентов, лекарств – на 12,3, текстильных изделий – на 7, пищевых продуктов – на 5,6, химической продукции – на 4,3 процента.

Подчеркну, стимулирование промышленного, экономического роста – это важнейшая задача для всех уровней власти, ключевое условие развития социальной сферы, повышения качества жизни людей. Нужно поддерживать перспективные проекты по выпуску продукции высоких переделов, продукции, которая будет пользоваться спросом и на внутреннем, и на зарубежном рынке, в том числе речь идёт о кадровом обеспечении реального сектора экономики, создании условий для применения современных технологий на производстве.

Вот мы на «Ростсельмаше» находимся, сейчас ходили с руководителем этого производства Константином Анатольевичем [Бабкиным], обсуждали, что здесь происходит. Всё-таки, несмотря на имеющиеся сложности, процесс, совершенно очевидно, положительный с точки зрения того, чтобы продвигать продукцию на внешние рынки.

Совсем недавно ещё не очень-то хотели покупать нашу технику внутри страны, сейчас в 37 стран он продаёт свою технику: и комбайны, и тракторы. И будет, если так пойдёт, вот я в справке смотрел, через лет пять минимум в 60 стран будет продавать.

И по кадрам тоже я сейчас сказал. Сейчас вспоминал только на видеоконференции с Ростовской атомной электростанцией: на «Ростсельмаше» 41 процент работников имеют высшее образование, причём многие из них – по рабочим специальностям.

С этого года в регионах стартует программа повышения производительности труда. Я призываю руководителей субъектов Федерации активно включиться в эту работу, оказывать всё необходимое содействие и работодателям, и сотрудникам.

Далее. Необходимо повышать доступность финансовых ресурсов для предприятий. У нас активно работает Федеральный фонд развития промышленности. В его портфеле около 270 проектов с общим объёмом частных вложений свыше 170 миллиардов рублей, при участии фонда уже открыто 35 новых производств.

Должен отметить, мы часто говорим – и чаще всего, наверное, говорим – о проблемах, и Денис Валентинович [Мантуров] об этом знает, часто подвергается справедливой критике, но должен сказать, что фонд, который функционирует под Вашим руководством, работает удовлетворительно, скажем, чтобы не перехвалить никого. На сегодняшний день фондом одобрено 268 проектов с объёмом частных инвестиций свыше 170 миллиардов. По этим проектам предоставляются льготные займы на 66 миллиардов рублей.

И в целом, я уже сказал, считаю, что удовлетворительно работает и Центральный банк, который внимательно отслеживает движение денег, результаты тоже дают положительную оценку. На отраслевые меры поддержки авиапрома, судостроения, радиоэлектронной промышленности, других секторов промышленности из федерального бюджета в прошлом году направлено 262 миллиарда рублей.

Одновременно нужно наращивать возможности стимулирования промышленного роста и на региональном уровне. Инструменты для этого у субъектов Федерации есть, включая региональные контракты, налоговые льготы, меры прямой поддержки и субсидирования. Знаю, что многие коллеги делают это.

Все эти инструменты нужно грамотно применять. Принципиально важно, чтобы использование этих возможностей не ограничивало конкуренцию, а напротив, развивало её, а эффект от их применения отвечал стратегическим целям развития субъектов Федерации и страны в целом.

Чтобы расширить полномочия регионов по обеспечению экономического роста, предлагаю включить средства, направляемые на развитие экономики, в состав модельного бюджета субъекта Федерации, то есть рассматривать их как обязательные расходы региональных органов власти.

Также считаю необходимым проработать особые меры поддержки малого производственного бизнеса, снизить риски работы начинающих предпринимателей, стимулировать качественную занятость на местах.

Знаю, что Центральный банк обсуждал с регионами тему повышения финансовой устойчивости микро- и малых предприятий. И прошу сегодня отдельно остановиться на решениях, которые предлагаются в этой части.

И в заключение отмечу следующее. Бизнес будет развиваться, инвестировать в модернизацию и открытие новых производств только там, где ему идут навстречу, не мешают, не создают барьеры, а формируют удобные, комфортные условия для работы, в том числе это касается и современной социальной сферы, важной для сотрудников предприятий и членов их семей.

Обращаю внимание руководителей в регионах и на местах – нужно своевременно и оперативно решать ключевые вопросы промышленников, такие, как выделение земельных участков и обеспечение их инженерной инфраструктурой, развитие дорожной сети, ввод в строй новых энергомощностей.

Вот мы сейчас знакомились с новым ростовским аэропортом. В принципе, хороший пример, на мой взгляд: инфраструктура, всё сделано вовремя, качественно, предусмотрены необходимые площади для будущего развития. Заниматься этим нужно, и тогда будет результат.

Буквально только что, перед нашей встречей, состоялся, как я уже говорил, энергетический пуск четвёртого энергоблока Ростовской АЭС. Это одна из крупнейших электростанций Юга России, её развитие создаёт огромный задел для дальнейшего роста экономики южных регионов России, для устойчивого энергоснабжения жилых, социальных объектов. Ещё раз хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в этой большой и очень нужной работе.

Пожалуйста, слово Владимиру Владимировичу Якушеву.

В.Якушев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Вначале хотел бы поблагодарить Игоря Евгеньевича [Левитина], Управление Госсовета Администрации Президента, Центральный банк, присутствующих здесь руководителей министерств и институтов развития за совместную работу при подготовке доклада.

Промышленность формирует значительную долю внутреннего валового продукта нашей страны. По данным Росстата, совокупная доля промышленного производства в российском ВВП по итогам 2016 года составляет 26,2 процента.

И в крупных экономиках промышленность всегда выступает главным локомотивом общеэкономического развития и экономического роста. Отмечу, что рабочая группа начала свою работу не с чистого листа. Администрацией Президента, Правительством Российской Федерации и Агентством стратегических инициатив проделана огромная и последовательная работа по улучшению инвестиционного климата в нашей стране.

Благодаря успешной реализации таких ключевых проектов, как «Региональный инвестиционный стандарт», «Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата», а также внедрению целевых моделей по улучшению инвестиционного климата у регионов значительно расширились возможности в части проработки и реализации инвестиционных проектов в сфере промышленности.

Рабочая группа провела серьёзную работу по сбору информации об индустриальных проектах, запланированных к реализации в регионах. В рамках работы рабочей группы у ряда субъектов Российской Федерации возник вопрос по вступившему с 1 января 2018 года требованию об уплате НДС, либо его восстановление в федеральный бюджет при приобретении оборудования, финансируемого за счёт субсидий, выданных из регионального бюджета. Мы по этому вопросу провели достаточно серьёзные консультации, и по нему дополнительную информацию даст Антон Германович [Силуанов] в своём выступлении.

Проведя серьёзную работу, мы запросили из субъектов Российской Федерации, какие инвестиционные инициативы есть сегодня на территориях, и период их реализации намечен с 2018 по 2022 год. В рамках этой работы регионы направили более 3800 проектных инициатив в сфере промышленности с общим объёмом инвестиций порядка 20,5 триллиона рублей, реализация которых, по оценкам экспертов, способна обеспечить среднегодовой прирост ВВП минимум на 1,4 процента дополнительно к прогнозу Минэкономразвития России.

Реализация указанных проектных инициатив, по разным оценкам, позволит также дополнительно стимулировать рост объёмов налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, включая региональные бюджеты, на сумму 2,6 триллиона рублей, а с учётом мультипликативного эффекта – на 4,2 триллиона рублей. По данным, которые мы получили от регионов, реализация указанных проектных инициатив поможет обеспечить создание до 540 тысяч новых рабочих мест с высокой производительностью труда, достойной зарплатой в промышленности, а с учётом мультипликативного эффекта в экономике – до 1,5 миллиона новых рабочих мест.

Реализация региональных промышленных проектов – это зона ответственности региональных команд, и она начинается с предоставления земельных участков, которые могут находиться как в федеральной, так и в региональной собственности. Чтобы установить возможность задействования органами региональной власти субъектов Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для реализации масштабных инвестиционных проектов промышленности предлагаем рассмотреть вариант создания порядка их упрощённой и ускоренной передачи регионам, но не в собственность, а в аренду.

Если проект реализован, инвестор получает право на выкуп земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Если нет – участок должен быть возвращён в федеральную собственность. Таким образом, мы получим работающий механизм, позволяющий задействовать дополнительный ресурс инвестиционно-промышленного роста, одновременно страхующий от злоупотреблений с этим ресурсом.

В рамках подготовки доклада ФСУ проведён социологический опрос собственников и руководителей промышленных предприятий о состоянии и перспективах развития региональной промышленности. Большинство респондентов отметили, что основными причинами, сдерживающими развитие промышленности, являются ограниченная доступность финансовых ресурсов и высокая стоимость заёмного финансирования. Благодаря последовательной политике Центрального банка России наблюдаются положительные тенденции в финансовой сфере: снижение инфляции влечёт к понижению ключевой ставки.

На данный момент в банковской системе накоплена достаточная ликвидность для кредитования долгосрочных индустриальных проектов. В этой связи в настоящее время основным вопросом является стимулирование банковского сектора к увеличению объёмов, сроков и к снижению стоимости кредитования проекта в сфере промышленности.

В ходе деятельности нашей рабочей группы Центральный банк России подготовил ряд предложений, направленных на решение этого вопроса. Их озвучит в своём докладе Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.

Необходимо отметить также, что многие респонденты при проведении опросов отметили избыточно высокое требование к обеспечению кредитов. Рабочая группа считает, что сегодня в Российской Федерации создано достаточно количество институтов развития, таких как корпорация «МСП» с её системой кредитных гарантий, Фонд развития промышленности, о котором, Владимир Владимирович, Вы уже говорили, региональные специализированные организации и институты, осуществляющие поддержку промышленности.

Рабочая группа отмечает, что инструменты, которыми обладают вышеназванные институты, востребованы и работают в большинстве субъектов Российской Федерации. В режиме реализации ещё один очень интересный проект, его реализуют Минэкономразвития и ВЭБ, – фабрика проектного финансирования, что также расширит возможность поддержки региональных проектов.

Большинство опрошенных респондентов отметили, что планируется проведение технологической модернизации своих предприятий. Реализация новых индустриальных проектов и модернизация действующих промышленных предприятий в российских регионах требует применения новых и перспективных технологических разработок.

Следует отметить, что Указом Президента № 889 утверждён Перечень приоритетных направлений и критичных для Российской Федерации технологий. Этот документ, по сути, является отправным для формирования технологического развития страны. Кроме того, большая работа в рамках реализации проекта «Национальная технологическая инициатива».

В её развитие мы предлагаем: первое – предусмотреть порядок актуализации и корректировки перечня критичных для развития промышленности технологий; второе – доработать механизм стимулирования спроса на российские критические технологии через существующую систему государственного и муниципального заказа, а также спроса крупных государственных корпораций, чтобы обеспечить их ускоренное внедрение.

Среди факторов, сдерживающих развитие промышленности, респонденты также отметили дефицит квалифицированных кадров. По инициативе АСИ, при поддержке Администрации Президента в 21 регионе России реализован проект по внедрению кадрового стандарта обеспечения промышленного роста, который закладывает основные требования по подготовке и оценке подготовки кадров, которым должен соответствовать регион, а главное – создаёт критически важную связку: бизнес как заказчик, регион и образовательное учреждение. В рамках развития этой работы предлагается реализовать этот проект во всех субъектах Российской Федерации.

Тюменская область также вошла в число пилотных регионов и является участником данного проекта. Мы предлагаем внедрить модель подготовки кадров в средних специальных учебных заведениях с активным привлечением промышленных предприятий и инвесторов. Вот его основные элементы.

Первое. Формирование наблюдательных советов при сузах с введением в их состав руководителей наиболее современных крупных предприятий и отраслевых инвесторов, создающих предприятия по профилю суза.

Второе. Предоставление таким советам полномочий по аттестации преподавателей сузов и корректировки структуры и содержание учебного плана в определённом объёме.

Третье. Организация взаимообмена стажировками между сузами и предприятиями, когда ключевые сотрудники предприятия направляются на период до трёх месяцев для работы в качестве преподавателей в профильном сузе с сохранением оплаты труда по месту постоянной работы. А преподаватели сузов, прошедшие аттестацию, идут стажироваться на предприятия, входящие в наблюдательный совет, на регулярной основе, не реже одного раза в три года и не менее чем на три месяца подряд.

Хочу отметить, Владимир Владимирович, что эта процедура и модель апробирована в Тюменской области и показала достаточно хорошие результаты. Переходя к завершающему разделу доклада, хочу отметить, что сегодня руководители всех промышленных предприятий, работающих в регионах, отмечают острую проблему сбыта. Говоря проще, проблема уже не столько произвести, сколько реализовать. Конечно, есть и проблемы с внутренним спросом на ряд видов промышленной продукции, и существующие проблемы с экспортом промышленной продукции.

Реализация новых крупных инфраструктурных проектов даст увеличение производства продукции. Очевидно, что запуск таких долгосрочных проектов потребует дополнительного производства огромного количества техники, оборудования, конструкций и материалов, даст мощный толчок к созданию сотен тысяч высокопроизводительных новых рабочих мест. Разумеется, при условии, что государством в рамках предложения работы по импортозамещению будут определены жёсткие условия о безусловном приоритете использования отечественной промышленной продукции и местной рабочей силы при реализации таких проектов.

Сегодня в большинстве российских регионов отлажены процедуры сопровождения инвестиционных проектов, когда органы власти и специализированные организации курируют такие проекты и помогают на всех этапах их реализации. На наш взгляд, необходимо аналогичным образом наладить сопровождение больших и малых экспортёров во всех регионах по всем ключевым для них вопросам. Разумеется, координация этой деятельности должна быть единой. Это обусловлено тем, что у большинства экспортёров типовые проблемы, а для их решения зачастую необходим надрегиональный горизонт.

По мнению многих субъектов, в настоящее время необходим гибкий современный цифровой инструмент популяризации и продвижения всех экспортных и инвестиционных предложений Российской Федерации и её регионов, то есть создание некого информационного инструмента. В нашей стране уже имеется положительный опыт создания такой информационной системы для малого бизнеса. Это портал «Бизнес-навигатор».

Благодаря корпорации СМП он запущен, и там субъекты малого бизнеса могут получить ответы на все интересующие их вопросы – от начала создания компании до момента её закрытия, вопросы сбыта продукции, сопровождения экспорта и так далее. Поэтому, проведя консультации с Минэкономразвития, мы предлагаем, на постоянной основе, чтобы работал такой инструмент, и через него создать такую единую информационную систему и осуществлять продвижение информации об инвестиционном и экспортном потенциале России и её регионов в средствах массовой информации, в социальных сетях, как российских, так и зарубежных, а также через торговые представительства и за рубежом.

У меня всё по данному вопросу. Спасибо.

В.Путин: Денис Валентинович, пожалуйста.

Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

В последние годы мы выстраиваем комплексное взаимодействие с регионами в рамках реализации закона о промышленной политике и соглашений о сотрудничестве, которые были своевременно заключены со всеми субъектами Российской Федерации.

Главное направление нашей совместной работы – это увеличение притока государственных и частных инвестиций в региональные проекты. При этом мы ставим целью синхронизировать с субъектами Федерации инструменты промышленного развития. И на сегодня в специально созданный навигатор мер поддержки включены 119 федеральных и 494 региональные меры поддержки в виде субсидий.

В рамках выполнения Вашего поручения мы также скоординировали отраслевые и региональные планы импортозамещения. Благодаря этому в новые проекты в регионы вложено уже 345 миллиардов внебюджетных средств и 75 миллиардов бюджетных. И в ближайшие три года эта сумма должна удвоиться.

Другими механизмами привлечения частных инвестиций в средний и малый бизнес становятся региональные фонды развития промышленности. И, благодаря поддержанной Вами сегодня инициативы в части включения промышленного блока в модельный бюджет регионов, они могут использовать это для планирования расходов, обеспечивающих экономический рост регионов. Это даст возможность пополнить региональные фонды промышленности, и это станет подспорьем в улучшении инвестиционного климата.

Следующее важное направление, на котором сфокусированы наши усилия, – это развитие промышленной инфраструктуры, в первую очередь на местах. За последние пять лет при поддержке федерального центра количество действующих индустриальных парков и промышленных технопарков увеличилось почти в четыре раза. Сегодня в целом по стране таких высокотехнологичных промышленных площадок уже 157, и ещё 76 в процессе создания. Таким образом, задача, которая ставилась на 2020 год, уже реализована.

Тем не менее мы продолжим в рамках совместной с Минфином программы поддерживать регионы, инвестирующие в развитие современной промышленной инфраструктуры. В федеральном бюджете на эти цели на ближайшие три года заложено 11 миллиардов рублей. Это позволит регионам расширять налогооблагаемую базу за счёт создания малых и средних предприятий на месте старых промышленных зон, а также решать проблемы моногородов.

Помимо индустриальных парков и технопарков промышленного типа формируются промышленные кластеры, в рамках которых выстраиваются кооперационные связи между предприятиями уже разных регионов, и появляются возможности снижения издержек самих производителей.

На сегодняшний день 29 субъектов Федерации уже создали 50 кластеров, охватывающих около 1800 предприятий с численностью сотрудников более 700 тысяч человек. Мы предусмотрели субсидии для расширения сети кластеров и считаем, что эта модель внесёт свой вклад в части оптимизации распределения мощностей в нашей стране. Должен сказать, что сейчас более 50 процентов всей обрабатывающей промышленности сосредоточено в Центральном и Приволжском федеральных округах. И они же производят свыше 70 процентов инновационной продукции в стране.

Чтобы уменьшить эту диспропорцию в индустриальном развитии регионов, государством созданы льготные налоговые режимы в рамках девяти особых экономических зон и 45 территорий опережающего развития. Кроме того, по Вашему поручению мы предусмотрели во всех государственных программах отдельные разделы, касающиеся развития Дальнего Востока и Северо-Кавказского федерального округа.

Для дальнейшей работы по выстраиванию отраслевых и межрегиональных балансов создана Государственная информационная система промышленности. В отличие от Госплана, когда спускались установки сверху, ГИСП даёт бизнесу информацию для самостоятельного принятия решений, в каких рыночных нишах избыток предложений, а в каких, наоборот, резервы спросы.

При этом это касается даже не только бизнеса, Владимир Владимирович, мы не всегда видим из федерального уровня возможности предприятий, находящихся в регионах, да и, собственно, сами руководители регионов не всегда имеют объективную информацию, как это происходит на местах. Не буду называть просто руководителей регионов, но доходило до того, что приходили с предложениями создать электросталеплавильный завод в регионе.

01 февраля 2018